важные
все

Как отбирать фотографии?

Этот вопрос люди далёкие от фотографии часто вообще не понимают. «Что тут может быть сложного?» — спрашивают они: «Выбери, что нравится, остальное удали!» Потом они предлагают тебе посмотреть свои 500 фотографий с отпуска, и ты такой — ой, нет, давайте как-нибудь в другой раз. И твои друзья, и родители огорчаются.

Сам я очень не люблю разбирать свои фотографии. Если не просмотрел их в день съёмки — считай, всё, так они и будут лежать мёртвым грузом на жестком диске (слава богу, я не свадебный фотограф). Пару раз в год меня одолевает желание навести порядок в архиве. Сажусь за компьютер, три-четыре часа мучаюсь перед монитором, и желание исчезает.

Если фотосъёмка — это удовольствие, то отбор для меня — это всегда боль. Причём есть два вида боли. Первый вид — боль разочарования. Ты открываешь каталог с фотографиями и вместо шедевров видишь, насколько они ужасны и беспомощны. Где сюжет, где эмоции, где красота? Первое побуждение — удалить всё к чёрту и никогда больше не прикасаться к камере.

Однако ты берёшь себя в руки и листаешь фотографии дальше. Рано или поздно попадается неплохой или даже отличный кадр, и тут тебя настигает второй вид боли — мучения выбора. А насколько хорош этот кадр? Вот соседний, он почти такой же. И ты начинаешь сравнивать их между собой. И чем дольше сравниваешь, тем меньше они тебе нравятся и тем хуже у тебя настроение.

Как бы там ни было, я в очередной раз взялся за свой фотоархив. В этот раз решил отбирать не единичные кадры, а собрать несколько серий. Для подготовки и посмотрел курс Валерия Нистратова. Автор, опытный фотограф-документалист, 10 часов объясняет логику отбора на примере хороших проектов («Ниагара» Алека Сота, «Люди Сибири» Клодин Дюри, «Руины» Пётр Антонов и другие) и на примере слабых (здесь он заглянул на сайт Союза фотографов), и на собственных съёмках.

Методика отбора состоит из нескольких «несложных» этапов.

  1. Для начала скидываем все фотографии на компьютер.
  2. Явный брак и технические кадры удаляем.
  3. Отмечаем звёздочками или цветовыми метками все фотографии которые нравятся. Ещё лучше рассматривать фотографии не за компьютером, а на контрольных листах (это когда на листе А4 вы печатаете 30 превьюшек).
  4. Хорошие фотографии печатаем в формате 10х15 см и крепим их стене, металлической панели или пробковой доске (одним словом — большой вертикальной плоскости, мимо которой вы постоянно ходите).
  5. Дальше работаем с доской: группируем фотографии по сходству или по смыслу. Составляем их в пары или ряды, смотрим как они сочетаются друг с другом. Слабые или неуместные кадры убираем. И так до тех пор пока не получится хорошая серия. Спешить не следует.
  6. В результате для хорошего проекта у вас останется 50-60 кадров, которые можно будет оформить в альбом. Если дойдёт до публикации в журнале или выставки, то из этого массива потребуется отобрать 12-20 кадров (и тоже увязать их между собой).

Как видно, эта методика заточена под документальную или художественную фотографию, но вряд ли подойдёт для свадебных или рекламных съёмок, или коммерческого репортажа. Я ещё не пробовал её на собственных фотографиях, но мне она уже нравится (осталось за малым — купить металлический лист, магниты и дойти с флешкой до типографии).

Вопрос в зал: что вы делаете со своими фотографиями?

Поделиться
Отправить
2017   отбор
Популярное